Цветы выращиваются с единственной целью - радовать людей своей красотой, и потребность в этом многократно возрастает к праздникам. Однако большинство цветов привозят в Россию из-за границы. Страна не может обеспечить необходимый объем производства, и обычно поставки осуществляются через брокеров из Голландии или путем закупок из Эквадора, Колумбии и Африки.
По прогнозам в 2022 году цветов будет импортировано меньше чем до пандемии. Коронавирус распространяется очень быстро, как следствие вводится режим самоизоляции многих стран и закрытие цветочных магазинов. Тюльпаны покупают все реже, поэтому в Нидерландах в 2020 году вынуждены были уничтожать миллионы цветов. А то, что не выбрасывали, продавали за бесценок - 50 тюльпанов за 5 евро. Тюльпаны это одна из основных статей экспорта Нидерландов. Ущерб оценивается в 400 миллионов цветов. Чтобы компенсировать понесенные убытки, садоводы повысили цены и больше не снижали их.В 2019 году было продано на 6 миллиардов евро, а сейчас на цветочном аукционе недалеко от Амстердама торговля почти замерла.Коронавирус — это катастрофа для цветочной индустрии, потому что экспорт сейчас практически равен нулю. Также одной из причин является наводнение, которое настигло Нидерланды этим летом. Затопило множество тюльпановых полей, что привело к гибели посевов луковиц.
Крупными поставщиками по результатам восьми месяцев 2021 года стали:
Страна | Дол. США |
Эквадор | 126 млн |
Нидерланды | 104 млн |
Кения | 30 млн |
Колумбия | 18 млн |
Беларусь | 15 млн |
В минувший год отслеживалась противоположная конъюнктура: с показателем 124 млн долларов Беларусь являлась крупнейшим поставщиком цветов в Россиюи составляла почти половину всего импорта, другие страны отставали от нее. Сложившаяся ситуациявозникла из-за низкой таможенной стоимости цветов, ввозимых из Беларуси. Поскольку в этом году стремительно увеличились статистические объемы импорта цветов в Россию и тот факт, что это совпало с закрытием белорусских схем реэкспорта, можно сделать выводы, что прошлогодние объемы ввоза из Беларуси в Россию, возможно, замаскировали поставку цветов, которые выращивались в других государствах.
В России ежегодно продается около полутора миллиарда срезанных цветов, а оборот рынка оценивается в 180 миллиардов рублей в год. Убытки больших цветочных предприятий достигают простоев в 50 млн рублей, если придут к соглашению о скидках с арендодателями. Убытки всего рынка могут превысить 1 млрд рублей на будущий год.
Частичное решение данной проблемы - возможная переориентация на продажу цветов онлайн. Однако интернет-магазины смогут возместить лишь 15–20% издержек от закрытия цветочных точек.
По мнению юриста Андрея Князева, продавцам цветов следует просить не относить цветы к товарам первой необходимости, а отдельно разрешить розничную продажу цветов с некоторыми ограничениями. Таким образом, к примеру, во Франции в период карантина не закрывались букинистические, мелодические торговые центры, хотя товары не считались необходимыми. По его суждению, столичные власти вряд ли сумеют просто проигнорировать аргументы цветочного ритейла, более того, это не первые ограничения для торговых точек.
По данным Росстата, свежесрезанные цветы оптом в 2020 году подорожали на 7,3%, а в 2021 году — на 8,6% и теперь стоят в среднем 123,1 руб. за штуку.
Самый прибыльный день для цветочного бизнеса - 8 марта. Обычно в этот праздник доход за месяц увеличивается в несколько раз. Некоторые флористические студии работают только в этот день, а мировые поставщики часто уходят в отпуск после Международного женского дня, что приводит к перебоям в поставках.
По сравнению, например, с прошедшим 8 марта рост будет в пределах 10%, максимум 20%. Это связано с обменным курсом. Некоторое небольшое повышение цены будет связано с непонятной ситуацией на таможне. Для импортеров (а у нас на цветочном рынке около 85% импорта), оказавшихся в такой ситуации, цены, конечно, вырастут. По словам участников рынка к 8 марта букеты подорожают в среднем на 1,5 тысячи, а то и на две тысячи рублей.
Если говорить о ценах, то перед праздниками они повышаются, но это не вина цветоводов. Все идет от мировых производителей цветов. Они знают, в какой стране и когда проходят праздники. Соответственно, они понимают, что Россия готовится к 8 марта каждый год, и поднимают цены на 30%. А дальше все идет по цепочке.
Чтобы не допустить такого значительного роста цен на тюльпаны и другие луковичные, «ЦветКом» реализует программу по оптимизации производства с целью повышения качества, производительности и снижения затрат. Мы отказались от арендованных площадей и теперь выращиваем тюльпаны только в своих теплицах, что снизит расходы на аренду и трудоемкость, упростит внутреннюю логистику и улучшит процессы посадки, укоренения, срезки тюльпанов для оптовой продажи.