Последние события существенно изменили тактику ведения любого бизнеса, в том числе и аграрного. Ведущие компании отрасли пересматривают свою политику, находят новые возможности, развивают новые направления.
Основатель компании «Цветком» Владимир Панин стал гостем третьего выпуска шоу «Бизнес в действии» вместе с другими представителями аграрного сектора – владельцем компании «Органик» и торговой марки «Зеленое раздолье» Иваном Рыбалкиным, гендиректором «Нева Милк» Владимиром Зюкиным и основательницей бренда «Сом Сомыч» Полиной Мироновой. Вместе с ведущим Александром Цыпкиным они обсудили, что изменилось в агробизнесе и как сейчас развивать сельское хозяйство.
Основатель цветочных компаний «Цветком» Владимир Панин отмечает, что агробизнес начал меняться с началом пандемии. Стало понятно, что в любой момент западные рынки могут закрыться, поэтому было решено перестроиться на собственные производственные мощности. Строительство теплиц, внедрение современных технологий позволило создать собственную производственную базу, отказаться от объемного импорта.
На производственной базе компании «Цветком» используется уникальная технология получения растений – микроклонирование. Этот способ позволяет получить из одного растения несколько тысяч или даже миллионов копий при отсутствии семян.
Это вегетативное размножение, при котором берется клетка растения, делится на мелкие частички, которые выращиваются в гидрогеле до момента укоренения. В результате получается генетически чистое растение, отличный посадочный материал, который легко приживается и практически не болеет.
Еще одна проблема – упаковка. Пластиковая тара сильно подорожала. Основатель «Цветкома» Владимир Панин утверждает, что в современных условиях противопоказано повышать цены. Это только приведет к потере клиентской базы, так как люди не хотят тратить больше. По его мнению, цены сейчас повысят все, а те, кто найдет способ их не повышать при сохранении цены, займет выгодную рыночную нишу. Он уверен, что сегодня покупатели не хотят платить больше. Если повысить цену, человек просто купит другой товар. Поэтому предприятия, сдержавшие рост цен, получат новых покупателей, расширят рынок сбыта, увеличат объем продаж. Таким образом, получится заработать больше при большом обороте.
Среди его главных предложений – продавать как можно больше продукции без упаковки, устраивая выездную торговлю и продавая на розлив. Также он предлагает сделать сыр или масло, чтобы заменить привычный пластик в упаковке, а также продлить срок годности товара.
Внутри же компании «Цветком» ситуация обстоит следующим образом: долгое время велась закупка бумаги для тюльпанов в Голландии. Она белая и легко впитывает влагу. Аналогов в России не было. А теперь аналог есть в Троицке, и все поставщики цветов перешли на местную бумагу.
Для малого и среднего бизнеса Владимир Панин не видит проблем с выходом в федеральные сети. По его мнению, алгоритм сотрудничества выглядит так: нужно просто найти контакты желаемой сети и связаться с ее представителями по телефону или почте. Но очень важно оценить собственные возможности и объемы, чтобы выполнять свои обязательства.
Владимир настаивает, что начинать нужно с региональной сети. В этом случае проще выполнить договоренности, чтобы вместо выгоды не получить штрафные санкции.
Если дилер ушел с рынка, и обслуживать иностранную технику стало некому, не стоит пугаться. Во-первых, ситуация не может длиться вечно. В какой-то момент дилеры вернутся. Во-вторых, лучше заменить технику на российскую, в этом случае проблема решится сама собой. А третий способ для предприимчивых людей, для тех, кто мыслит стандартно – уйти от очевидных решений. Владимир Панин приводит пример из работы своей компании, когда потерялась деталь, заказать которую в современных условиях было невозможно, они просто напечатали ее на 3d принтере. Если напечатать деталь не получится, можно обратиться к тем, кто в состоянии ее произвести внутри нашей страны.
Очень много кормов Россия импортировала из-за рубежа. Что делать сейчас, когда поставщики больше не продают товар российскому потребителю?
Владимир Панин советует всем владельцам фермерских хозяйств запустить собственное производство кормов. Все составляющие продаются в России, остается только правильно соединить их воедино. В итоге получится более качественный и более сбалансированный состав, чем можно купить. Компании полного цикла, которые не зависят от иностранных поставщиков останутся в выигрыше.
Если полноценного хозяйства не получится, то можно сделать что-то небольшое. Отличным вариантом может стать контактный зоопарк, страусиная ферма или что-то похожее. В любом случае с 15 соток можно начинать свою работу с потенциальным расширением в будущем. А можно сотрудничать со своими соседями или другими фермерами, чтобы предлагать более полноценный туристический продукт.
Свободные ниши есть во всех отраслях сельского хозяйства. Сейчас тот момент, когда нужно развивать все направления, уходя от зависимости от импорта. По мнению Владимира Панина, ставку нужно делать на небольшие хозяйства, а не на крупные агломерации. Он утверждает, что можно не просто отойти от иностранных закупок, но и производить продукцию на экспорт.