ГлавнаяСтатьи

Искусство разговаривать с цветами

08.11.2017 | 1261 просмотр

Когда общаешься с людьми, увлеченными своей работой, понимаешь, что по-настоящему успешный бизнес возможен только у неравнодушных руководителей. Журнал «Цветы» побывал в подмосковном Раменском в гостях у компании «ЦветКом», занимающейся производством и продажей широкого ассортимента цветов и растений, и побеседовал с ее генеральным директором Владимиром Паниным.

Биографическая справка:
Владимир Панин
В 1997 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов по специальности «финансы и кредит».
В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию по рынку ценных бумаг и банковскому делу. Научное открытие в области расчета макроэкономического мультипликативного эффекта и более десяти научных публикаций в книгах и журналах.
В 1995–1996 годы учился в Политехническом университете Восточной Англии (Кэмбридж, Великобритания), изучал бизнес и экономику.
Аттестованный аудитор Минфин (2002 год) и обладатель лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
С 1997 по 2006 год работал в банковской сфере, аудитором в компании Ernst&Young, финансовым контролером компании Franke, главным экономистом ОАО «Ижорские заводы» и пр.

Владимир Викторович, как появилась компания «ЦветКом»?
В цветочном бизнесе я уже более 10 лет: с 2006 года занимаюсь производством и оптовой продажей цветов. В 2016 году, выйдя из состава акционеров фирмы, в которой проработал более шести лет, я создал собственную компанию, что стало логичным развитием моей карьеры. За это время мне удалось реанимировать мертвый бизнес по городскому озеленению и полностью его переориентировать на коммерческий рынок, где основными игроками являются розничные сети и оптовые дистрибьюторы цветов, а не государство и деградирующий административный ресурс фирмы. Мне удалось создать эффективную бизнес-модель и собрать команду единомышленников-профессионалов и экспертов с большим опытом работы в отрасли, обладающих знаниями и навыками в области выращивания цветов, ухода за ними, а также продажи и логистики.

Собственное производство «ЦветКом»

  • 500 сортов рассады однолетних растений
  • 100 сортов ампельных цветов
  • ​ 150 наименований многолетников, цветущих кустарников и садовых растений
  • 200 сортов комнатных растений и горшечных цветов
  • более 70 сортов срезки тюльпанов и хризантем
  • рассада овощей, садовой земляники, плодовые деревья

Какими технологическими особенностями обладает производство?
Компания работает по самым передовым технологиям, существующим в мировой индустрии выращивания цветов. В настоящее время совокупная площадь наших тепличных комплексов, находящихся в разных регионах, составляет 12 га современных теплиц, которые обладают всеми необходимыми технологическими системами для выращивания продукции круглый год. В процессе производства мы используем посадочные и сборочно-фасовочные линии, системы гидропонной выгонки тюльпанов, холодильное оборудование и специализированный транспорт. Большинство операций проходит с минимальным участием человека, что повышает качество, стандартизирует продукцию и снижает удельные затраты на ее производство. Системы климат-контроля обеспечивают оптимальные режимы для наших растений, включая температуру, освещение, влажность.

Расскажите, пожалуйста, об ассортименте выращиваемой продукции.
Мы производим растения круглый год, выделяя основные сезоны. Для продажи в феврале – марте в компании выращиваются тюльпаны на срезку, луковичные (гиацинты, нарциссы, крокусы), горшечные цветы (цикламены, пеларгония королевская, пеларгония зональная, примула, бальзамин). С апреля по июнь длится сезон рассады цветов, овощей, садовой земляники, плодовых деревьев и кустарников, а также многолетников. В осенне-зимний сезон мы выращиваем пуансеттию, комнатные цветы, хризантему на срезку, хризантему горшечную.

Одним из приоритетных и перспективных направлений для нас является производство тюльпанов. В прошлом году мы произвели порядка 10 млн штук, на следующий год планируем значительное увеличение.

В данном сегменте практически отсутствует конкуренция со стороны отечественных производителей. В то же время наметилась тенденция импортозамещения в розничных торговых сетях, где до последнего времени было немного цветов российского производства по причине ряда специальных требований, предъявляемых к цветку со стороны сетей. Тюльпаны производства нашей компании не только не уступают по требуемым параметрам голландским, но и имеют заметные преимущества: за счет более продолжительного периода выгонки это достаточно тяжелые цветы (высота в среднем составляет 45 см, бутон — 6-7 см). Но самое главное, что эти цветы автоматически более свежие! Если импортному тюльпану к моменту получения покупателем уже как минимум 10 дней с момента срезки, то наши цветы попадают в магазин уже на следующий день после срезки. Мы гарантируем свежесть цветка и его вазостойкость до двух недель. Для Московского региона, где находится производство, ситуация уникальная, ведь мы напрямую отвозим продукцию в каждый магазин на следующий день после срезки! Как говорится, прямо с грядки!

Какие сорта и расцветки тюльпанов представлены в ассортименте?
Мы производим порядка 15 сортов тюльпанов. Есть шесть базовых расцветок: белая, желтая, розовая, красная, оранжевая, фиолетовая, а также двуцветные. В каждой расцветке представлено по два-три сорта (ранние, средние, поздние). В основном мы производим сорта, обладающие высокой вазостойкостью (голландские производители их не используют, так как они считаются слишком дорогими для европейского рынка). Обладающие высокими потребительскими качествами сорта, такие как 'Стронг Голд' (желтый), 'Барселона' (розовый), 'Веранди' (красно-оранжевый), 'Антарктика' (белый) уже завоевали популярность в России.

Сейчас в компании сезон «рождественской звезды» — пуансеттии. Какова ваша доля в производстве этого цветка и каковы его перспективы на российском рынке?

Пуансеттия — относительно молодая культура на российском рынке. Объем ее продаж с каждым годом увеличивается, чему способствует, в том числе, внутреннее производство. Еще шесть-семь лет назад растение почти не производилось в России. Импортная пуансеттия в рознице стоила порядка 390 рублей, сегодня же нашу пуансеттию можно найти на полке магазина по цене от 99 до 149 рублей.

Мы производим чуть менее 1 млн штук пуансеттий. Это второе по величине производство этих растений в мире. Крупнейший производитель и по совместительству наш консультант находится в Северной Америке, в Калифорнии, а в Европе в таких количествах пуансеттию больше не выращивает никто. По моим оценкам, наша доля в общем объеме российского рынка пуансеттии довольно высока: порядка 70–80 %.

Доля импорта этого растения сегодня незначительная: «ЦветКом» предлагает продукцию, которая в разы выигрывает по цене и качеству у голландской.

В наших планах развивать это направление. Несмотря на то что это одна из самых сложных культур (период ее выращивания составляет четыре-пять месяцев), я верю в ее перспективность. Мы продвигаем пуансеттию не только как «рождественский» цветок, но и как осенний живой букет. Для этого внедряем новые расцветки, которые появляются у производителей посадочного материала: розовые, малиновые, оранжевые, двуцветные. Предлагаем также пуансеттию в разноцветных кашпо — в качестве стильного готового решения для подарка, что сейчас особенно популярно в торговых сетях. В компании работают дизайнеры-флористы, которые составляют композиции к праздникам.

Кто является основными клиентами компании, и с какими регионами вы сотрудничаете?
Мы фокусируемся на b2b рынке, работая с профессионалами: крупными торговыми сетями (OBI, Castorama, X5 Retail Group, «Магнит») и дистрибьюторами, которые, в свою очередь, продают цветы конечному покупателю. Нам доверяют практически все крупные и перспективные компании-дистрибьюторы цветочного рынка. «ЦветКом» поставляет продукцию во многие крупные регионы страны: помимо Москвы и области, наши цветы покупают в Красноярске, Новосибирске, Уфе, Самаре, Ульяновске, Волгограде, Краснодаре.

Владимир Викторович, в чем Вы видите основные конкурентные преимущества компании?
Всю продукцию мы выращиваем в партнерстве с ведущими мировыми производителями, что помогает обеспечивать соблюдение технологий и получать высококачественный посадочный материал, гарантирует качество, сокращение затрат и привлекательную конечную цену для нашего покупателя. Например, тюльпаны выращиваются в партнерстве с ведущим голландским производителем. Сотрудничество обеспечивает самые современные технологии выращивания, укоренения луковиц, фасовки, сборки и отгрузки, соблюдение всех нюансов, связанных с продажей этих нежных цветов.

Так же и с другими видами продукции. Пеларгонию мы выращиваем совместно с итальянским производителем, ампельные цветы — совместно с производителями из Германии, которые обеспечивают и технологическое сопровождение, и консультирование.

Однако главное наше преимущество — это мои сотрудники, которые каждый день заботятся о наших цветах, чтобы они были самыми лучшими в мире. Это очень тяжелый и кропотливый труд, на который не каждый человек способен. Работа в теплице и на отгрузке требует от человека высокой концентрации усилий, на грани его физических и моральных возможностей.

В компании развита собственная система логистики, мы осуществляем доставку цветов нашим покупателям с соблюдением требуемых режимов температуры, влажности, освещения.

Как в целом на сегодняшний день складывается ситуация в отечественной отрасли производства цветочной продукции?
Если рассматривать ситуацию на рынке ретроспективно, то изначально в России не существовало как таковой цветочной промышленности или производственной базы. В Советском Союзе цветы производились мало, это достаточно новая, развивающаяся отрасль. И хотя сегодня цветочная продукция на рынке в основном импортного производства, существует тенденция увеличения объемов производства российскими производителями и замещения импортных поставок. В каких-то сегментах это происходит быстрее (например, в рассаде однолетних культур), в каких-то — гораздо медленнее (например, в горшечных цветах).

Самая главная задача производителя — обеспечить высокое качество продукции, чтобы за счет более свежих, высококачественных цветов, отсутствия стресса, как при перевозке из Европы (как правило, это занимает три-четыре дня), цветы лучше себя «чувствовали» на полках магазинов. Мы стараемся работать в рамках этой тенденции. Мы видим для себя нишу, в которой можем развивать производство за счет уменьшения доли импортной продукции на рынке.

Надо сказать, что государство поддерживает цветочных производителей. На Экономическом форуме в Санкт-Петербурге 1 июня мы подписали соглашение о поддержке нашей компании правительством Московской области, по которому оно для следующего этапа развития компании выделяет нам земельный участок под постройку пленочных теплиц и организацию питомника декоративно-лиственных растений.

В целом серьезной конкуренции на рынке между российскими производителями нет. Если компании удается производить качественно и относительно недорого, то есть возможность уменьшить импортный приток, что произошло, например, в сегменте рассады однолетников или пуансеттии.

Среди населения растет популярность цветов еще и потому, что они становятся более доступным удовольствием. Несмотря на все кризисные явления и экономические сложности, на рынке существует тенденция, обусловленная так называемым эффектом гнездования, или губной помады. В условиях экономической нестабильности люди не будут совершать крупные покупки, не поедут за границу, однако женщина всегда купит себе помаду или что-то для создания уюта в доме. А цветы являются как раз таким продуктом: комнатные растения дарят положительные эмоции, создают уют. По сути, мы не цветы производим, а создаем для людей положительные эмоции, позитив, радость, стиль жизни и хобби.

В чем, по-Вашему, заключается секрет успеха в бизнесе?
Выращивание цветов для меня не только и не столько бизнес и работа, сколько моя страсть, главное хобби и увлечение. Наверное, если бы я относился к нему исключительно как к бизнесу, то долго бы здесь не проработал.

Секрет довольно прост: надо каждый день с утра до вечера этим заниматься, (а еще иногда по ночам проверять теплицу), любить свое дело и, как говорят у нас в компании, «надо уметь разговаривать с цветами». Идя по теплице, глядя на цветы и растения, ты должен уметь их понимать: что они сейчас хотят, нужен ли им магний или кальций, хватает ли им света и влаги, ты должен видеть и чувствовать всей своей душой и кончиками пальцев, в каком они состоянии.

Секрет заключается в любви, страсти и системной ежедневной работе, к которой ты не относишься как к работе. Потому что это твоя жизнь.

Я каждый день стремлюсь в теплицу и, если один день меня по каким-то причинам нет (встречи, переговоры, командировки), я ощущаю дискомфорт. Мне необходимо наблюдать, чувствовать, что происходит, чтобы своевременно вносить те или иные корректировки. К любому живому растению нужен терпеливый и внимательный подход.

Владимир Викторович, какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, занимающийся производством цветов?

Прежде всего, быть терпеливым, трудолюбивым, неравнодушным и иметь положительный заряд энергии. Неоднократно замечал у наших голландских партнеров: они не могут пройти мимо упавшего горшка с растением, обязательно поднимут, поправят, хотя это не их производство. Мне эта черта очень нравится, и я стараюсь у наших сотрудников воспитывать такое отношение. Неравнодушный человек начинает прислушиваться к растениям, понимать, что им требуется и экстраполировать это другие сферы своей работы.

Также я бы отметил упорство. Бывает так, что ты вроде соблюдаешь все технологии, но что-то не получается. Начинается поиск: замена сортов, технологий, корректировка... И со временем понимаешь, как лучше. Например, пеларгонию королевскую мы научились выращивать, перепробовав более 50 сортов, и в итоге добились качества лучше импортного. Та же ситуация с тюльпанами. В нашем деле всегда есть доля эксперимента.

Расскажите о перспективах развития компании.
В ближайшем будущем мы продолжим наращивать объемы производства существующих культур, фокусируясь на качестве продукции и удешевлении производства. В планах — закупка дополнительного оборудования, которое позволит более качественно и единообразно осуществлять посадку, сборку, фасовку горшечных цветов, срезанных тюльпанов и хризантем, уменьшить количество ручного труда, тем самым обеспечив снижение себестоимости и сохранение цен при более высоком качестве.


Все статьи
Подождите...

Заказать обратный звонок